Главная » Статьи » Психологія для всіх » Психологу |
Специализация кабинета состоит в то, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
Требования к кабинету психолога
Атмосфера психологического кабинета очень важна — все здесь должно говорить о том, что это место предназначено именно для детей. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от музыкальных классов и залов для физкультурных занятий. Кабинет педагога - психолога целесообразно разместить на первом этаже ОУ, чтобы к нему было легко добираться. Кабинет должен быть рассчитан на 12-15 посадочных мест. Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески. Интерьер в кабинете психолога играет важную роль, поэтому к нему предъявляются определенные требования:
К числу обязательных компонентов меблировки кабинета педагога — психолога относятся:
Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционной работы и пр. Психологу необходимо иметь:
По возможности, кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
Специальный кабинет психолога: один из вариантов оформления
В начале 90-х, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен проект – «Специальный кабинет школьного психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Устиновой, принимали участие архитекторы и дизайнеры. Для организации кабинета не требуется никаких особых перестроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских изменений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей – от формата окон, цвета стен и приспособлений до базового комплекта методических материалов. Участники проектной группы рассуждали так: каждому психологу необходимо рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к администрации с просьбой об организации кабинета, ему чаще всего отказывают – его слова ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению. Если администрация какой-нибудь школы всерьез заинтересуется проектом и захочет иметь чертежи, дизайнерские разработки и полный пакет методических пособий, нужно связаться с разработчиками по телефону (095)181-02-16 или написать по адресу: 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 13, Институт психологии и педагогики. Мы предоставляем некоторые содержательные выдержки, посвященные организации психологического кабинета в школе.
Методические рекомендации к организации. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием. Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого его принципа предполагает осознанный отход от прямого угла, с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив её на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым. Второй принцип формирование среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, что бы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей. Все это должно вернуть ребенка в более чувственный мир, нежели современный интерьер. Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.
Каждая из зон имеет свое световое оформление. В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению. Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе средств, методических материалов, документации и рекламы. Технические средства.
Методические материалы.
Документация.
Мебель. Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.
Дополнительные средства для дизайна кабинета.
График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это – время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен. Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета. Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к техобеспечению и оснащению психологического кабинета. Очень удобно иметь в школе кабинет психологической разгрузки, для педагогов. Школьный кабинет психологической разгрузки создается отдельно от основного кабинета психолога. Выделенное под кабинет помещение должно соответствовать всем следующим психогигиеническим нормам:
Цветы следует развешивать на стенах, расставлять в подставках-цветочницах, ставить на пол в напольных вазах - чем их больше в кабинете, тем выше психотерапевтический эффект. Для украшения кабинета допускается использование искусственной зелени. Обязательный атрибут кабинета - аквариум на декоративной стойке. Красивая подсветка, крупные экзотические рыбы, бегущие вверх пузырьки воздуха сами по себе создают гипнотический, расслабляющий эффект. Кабинет должен запираться изнутри, чтобы любопытствующие не отвлекали учителей от отдыха. Кресла для отдыха должны быть коричневого цвета, мягкими, с высокой спинкой. Их целесообразно расставлять вокруг журнального столика под углом друг к другу - в этом случае будет создана иллюзия одиночества в момент отдыха.
При невозможности оборудования отдельного кабинета психологической разгрузки он может быть совмещен с кабинетом педагога-психолога.
| |
Категория: Психологу | Добавил: valeriks (31.07.2015) | |
Просмотров: 1026 |
Всего комментариев: 0 | |